Третья глава. Небиблейские представления Евангелия
Среди умножающихся тысяч новообращенных, о которых ежегодно сообщают церкви, евангелисты, миссионеры и межцерковные организации, лишь небольшое количество людей в результате обращения приносят библейские плоды. Это проявляется различными путями. Во-первых, существует проблема неизменившихся обращенных. Ужасающее количество тех, кто "исповедовал Христа" или "молился, чтобы быть спасенным", никоим образом не проявляют того, что они подлинно рождены свыше Духом Божьим. Их жизни не меняются. Существует также проблема мирских новообращенных. Огромное число тех, кто говорит, что они обратились ко Христу, остаются мирскими. Они продолжают любить ту же музыку и тот же стиль в одежде, бегают в той же толпе, придерживаются все той же гуманистической философии, у них все то же плотское мировосприятие, как и до того, как они "обратились". Ярким примером этой категории людей являются многочисленные приверженцы "христианского рока". Кроме того, существует проблема экуменических обращенных. У них нет рвения к истине и неприятия к ошибкам. Они принимают любого человека, как брата или сестру во Христе, только лишь потому, что он или она "любят Иисуса", игнорируя предостережение Библии о лжехристах. Они не различают духов и доктрины. Фактически они презирают и высмеивают тех, кто измеряет все Словом Божьим, и кто практикует библейское разделение. Эта категория людей иллюстрируется приверженцами Promise Keepers.
Здесь необходимо четко определить, что мы имеем в виду, говоря о Евангелии. Согласно 1 Коринфянам 15:1-4, Евангелие заключается в следующем: Христос умер за наши грехи, был погребен и на третий день воскрес из мертвых. Спасение можно получить безвозмездно, уверовав в это Евангелие.
Та же Библия, которая определяет Евангелие, также показывает нам, как представлять это Евангелие. Однако, возможно представление истинного Евангелия таким образом, что это приведет к извращенным результатам. Это делается сегодня на каждом шагу следующими четырьмя методами. Хотя я не сомневаюсь в том, что существует много причин для вышеупомянутых проблем в евангелизации, но я убежден, что в списке этих проблем на одном из первых мест стоит небиблейское представление Евангелия.
1. Представление легкого молитвенизма - недостаток прямого разговора о покаянии
В 17 главе Деяний мы видим апостола Павла, обращающегося к группе неверующих в городе Афины. Здесь мы видим различие между "легким молитвенизмом" и Библейской евангелизацией.
Различны подходы и акценты
"Легкий молитвенизм" в своем подходе подчеркивает небеса и благословение, и Божью любовь. Библейская евангелизация в своем подходе подчеркивает Божью святость и требования к человечеству, она подчеркивает необходимость покаяния.
Проповедь Павла, сказанная им на Марсовом холме, записана в 22-31 стихах. Интересно, что он не сказал: "Эй, афиняне, Бог любит вас, а небеса чудесны; не хотите ли вы пойти на небеса после смерти? Это легко, просто поверьте в Иисуса и повторите эту молитву за мной". Однако это подход, используемый приверженцами "легкого молитвенизма". Ярким примером этого являются "Четыре духовных закона" Campus Crusade.
Они достигают не спасенных таким образом: "Бог любит вас и у Него есть удивительный план для вашей жизни". И хотя это может звучать резонно и правдоподобно для этого положительно-ориентированного, помешанного на самооценке поколения, но это не такой подход, который мы видим в Слове Божьем.
Различны требования
Не только подход и акцент отличали Павла от последователей "легкого молитвенизма", но также и его требования. "Легкий молитвенизм" подчеркивает веру и молитву. "Просто поверь. Не переживай о том, что тебе придется что-либо отдать, это придет в свое время. Просто повтори эту молитву". Однако Библейская евангелизация требует покаяния.
"Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деяния 17:30).
Это то, чего требовал Павел от своих слушателей, и это в точности то, чего должны требовать мы. Покаяние - это не нечто, о чем проповедовал только Иоанн Креститель. О покаянии проповедовал Христос (Матфея 3:1,2; Лука 5:32; 13:1-5). Он сказал: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Цель Христа в работе с людьми заключалась в том, чтобы привести их к покаянию. О покаянии также проповедовали апостолы (Деяния 2:38; 5:31; 17:30; 20:21; 26:20). Библия говорит, что Бог "долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петра 3:9). Покаяние - это цель, которую Бог желает достичь в работе с грешниками.
Покаяние означает изменение мышления, которое в результате ведет к изменению жизни. Это значит обратиться к Богу от греха. Библейские примеры покаяния показывают ясные изменения в поведении людей. Эти изменения сами по себе не спасают нас от греха, но они ЯВЛЯЮТСЯ чистыми плодами библейского спасения.
Рассмотрим пример Закхея. Он покаялся, и внешним свидетельством этого было то, что он раздал половину своего имения нищим и в пять раз воздал тем, кого он обидел, исполняя свою работу в качестве мытаря (Лука 19:1-10). Рассмотрим пример идолопоклонников в Фессалонике. Они покаялись, и внешним свидетельством этого было то, что они "обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному" (1 Фессалоникийцам 1:9-10). Рассмотрим пример иудеев во второй главе книги Деяний, которые услышали проповедь Петра в День Пятидесятницы. Они покаялись, и внешним свидетельством этого было то, что они с радостью приняли его слово, приняли водное крещение и присоединились к ненавистным прежде христианам. Мы могли бы продолжать и продолжать. В Библии нет примера того, что люди получили спасение и не проявили бы решительных изменений в своей жизни. Покаяние -это изменение мышления, ведущее в результате к изменению жизни.
Библейский подход к грешнику требует, чтобы он покаялся и обратился к Богу. Апостол Павел, делая обзор своего служения перед царем Агриппой, заметил, что он проповедовал и иудеям и язычникам, "чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния". (Деяния 26:20). Это в точности то, о чем мы должны проповедовать сегодня.
Проповедовать покаяние означает напрямую иметь дело с грехом. В известном смысле можно сказать, что слово "покаяние" включает в себя все требования Евангелия для спасения. Это есть изменение мышления и вера в Бога, ведущие в результате к изменению жизни, и это то, чего Бог требует от грешника. Вильям Тиндэйл, автор одного из переводов Библии, мученик за свою веру в Иисуса Христа, дает следующее определение:
"Рассматривая слово ПОКАЯНИЕ... изначальное значение и смысл, как еврейского, так и греческого слов, -"обратиться, повернуться к Богу от всего сердца, познавать Его волю и жить по Его законам; получить исцеление тленной природы (сущности), будучи помазанным елеем Его Святого Духа и вином повиновения Его доктринам". Обращение или поворот, если это было непритворно, сопровождается и включает в себя следующие четыре элемента: ИСПОВЕДАНИЕ, не перед священником, ибо это придумано человеком, но перед Богом в сердце и перед всей общиной Божьей, в том, что мы - грешники и исполнены греха, что вся наша сущность тленна и нечиста из-за греха и всякого рода неправедности, а потому зла, испорчена и проклята, но что Его закон свят и праведен, а потому наша греховная сущность отвергнута, и это справедливо и для нашего окружения, если мы обидели кого-то в частности. Затем РАСКАЯНИЕ, скорбь о том, что мы настолько падшие грешники и не только из-за того, что совершили грех, но потому что мы полностью нечисты от греха. Третье, ВЕРА (о которой наши старые доктора даже и не упоминают в описаниях своего покаяния) в то, что Бог ради Иисуса Христа прощает нас, принимает нас по милости Своей и становится заодно с нами, и исцеляет нашу падшую сущность. И четвертое, ИСКУПЛЕНИЕ или возмещение убытков, не по отношению к Богу посредством совершения святых дел, но по отношению к ближним, которым я нанес ущерб, и по отношению к общине Божьей, которой я нанес вред (если во мне обнаружено какое-либо открытое правонарушение), и подчинение себя общине или церкви Христа, ее руководителям, чтобы отныне моя жизнь могла быть корректируема и управляема ими" (Вильям Тиндэйл, "Читателю", 1534).
Заметим, что этот муж Божий включил исповедание, раскаяние, веру и искупление в понятие покаяния. Здесь нет "легкого молитвенизма". Грешник, желающий обрести спасение, должен покаяться таким образом, чтобы в его жизни обязательно произошли изменения.
Это означает, что мы не можем занять такую позицию, что работать с грехом мы будем после того, как человек примет Христа, хотя в этом заключается философия многих людей. Если грешник любит выпить или ему нравятся аморальные отношения или азартные игры, некоторые полагают, что лучше отложить разговор об этих вещах до того, как этот человек придет ко Христу. Иногда это - наилучшая политика, но только в том случае, если грешник точно слышит обличение Святого Духа в своем грехе и определенно готов покаяться и обратиться ко Христу. Если грешник показывает, что он не намерен обратиться от греха, он не покаялся.
Во время работы в южной Азии, мы могли привести половину населения Непала к такого рода молитве покаяния, если бы захотели этого. Если бы мы просто спросили их, хотят ли они пойти на небеса после смерти, и что для этого нужно просто повторить молитву покаяния, большой процент из них пробормотали бы эту молитву. Они привыкли к мантрам, речитативному пению и мистическим заклинаниям и отнеслись бы к молитве покаяния, как к чему-то подобному этому. Если бы мы попросили только поверить, не говоря о покаянии, то мы бы имели толпы нераскаявшихся "верующих" индусов в своих руках, но верующих во что? Они ревностно верят в то, что Иисус был Богом, что Он был хорошим, что Он любит их. Однако же им было бы очень легко вместо того, чтобы обратиться ко Христу, исключительно как к Богу, и обратиться ОТ своих идолов, просто добавить Иисуса к другим своим богам.
Во время наших евангелизационных собраний там, когда мы просили поднять руки тех, кто желает обрести спасение и пойти на Небеса, большинство рук поднимались. Но мы знали, что большинство этих индусов были не готовы обратиться ко Христу ОТ СВОИХ ИДОЛОВ и вынести тяжелые упреки и преследования от своего правительства и ближних. Другими словами, они не были готовы ко спасению. Без покаяния нет спасения. "Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете" (Лука 13:5). Крайне необходимо говорить людям об их грехах и о покаянии.
Кто-то может сказать: "Да, но это Непал, где люди никогда не слышали Евангелия; здесь другие условия". Это правда, что условия здесь другие, но средний человек в Северной Америке сегодня почти также игнорирует Евангелие, как и кто-нибудь в Южной Азии. Средний человек, с которым мы встречаемся во многих уголках Северной Америки, не имеет познаний не только о библейском учении, но даже и об историях, записанных в ней, и о ее основном содержании. Его разум заполнен эволюцией, мифами нового века. Тот, кто получил образование в общественной школьной системе Северной Америки и не слышал ничего о библейском учении, на самом деле более предубежден против веры в то, что Библия - это подлинное Слово Бога, чем какой-либо индус в темной Азии. То же справедливо и для Англии, Европы и Австралии.
Библейские принципы работы с людьми одинаковы независимо от того, где находятся эти люди, Библия требует покаяния. Когда Господь Иисус беседовал с богатым молодым аристократом, который спрашивал о спасении, Он не сказал ему просто повторить молитву покаяния. Он прямо заговорил с ним о его любви к богатству, его алчности и гордости. Юноша должен был покаяться в этих глубоких грехах своей жизни прежде, чем мог быть спасен. Библия говорит, что он ушел опечаленным, потому что у него было большое имение. Рассмотрим разговор Христа с женщиной у колодца. Он прямо в лицо сказал ей о безнравственности, контролировавшей ее жизнь, и потребовал, чтобы она покаялась в этом. Бог всегда, таким образом, обращается с людьми, и это пример того, как мы тоже должны обращаться с ними, если мы желаем следовать Библии в своем евангелизационном труде. Проповедовать покаяние означает обращаться к грехам, за которые держатся люди, и говорить им прямо, что они должны покаяться в грехах против Бога.
Различны ожидания
"Легкий молитвенизм" видимо ожидает от части грешников незначительного интереса к Евангелию и желания повторить молитву покаяния. Но простой интерес ко Христу это не спасение, это же касается и желания повторить молитву покаяния. С другой стороны, библейская евангелизация направлена и ожидает сверхъестественного обличения, совершаемого Богом. Я был ловцом душ со многими людьми, которые побуждали людей повторять молитву покаяния, когда было очевидно, по крайней мере мне, что люди не получают никакого обличения во грехе и не имеют намерений покаяться перед Богом. Я не нахожу неожиданным то, что эти люди зачастую не присоединяются к Церкви.
Несколько лет назад моя жена и я были ответственными за проведение женской программы посещений по ловле душ в одной церкви. Эта программа стала образцом после популярного плана, сфокусированного на "получении решений" и включавшего ловкие способы манипулирования людьми, чтобы склонить их к молитве покаяния. Было обычным для женщин возвращаться с их посещений, провозглашая, что три, пять или десять "душ были спасены". Проблема в том, что эти "спасенные души" обычно никоим образом не проявляли интереса в том, чтобы придти в церковь, принять водное крещение, или в чем-либо духовном вообще.
Почему так часто процесс ученичества для людей, произнесших молитву покаяния, на самом деле похож на перетягивание каната? Потому что зачастую они не спасены; они никогда не были обличаемы Духом Святым; они все еще даже не понимают Евангелие; они никогда не каялись в своих грехах. Слишком часто их вообще не побуждали больше молиться. Отдельный служитель ищет не то, что нужно. Он ищет кратковременного интереса части грешников, в то время как должен искать чего-то совершаемого Духом Святым, чего-то реального и глубокого.
Я не говорю о проведении людей через длительную, растянутую агонию из-за их грехов. Когда видно, что Бог обличает их и дает им покаяние, это время, чтобы сосредоточить их внимание на Христе, как Спасителе, понесшем их грехи. Им не нужно следовать чьей-то формуле правильного оплакивания греха. Люди различны и индивидуальны в реакции на обличение Святого Духа, но они ДОЛЖНЫ БЫТЬ обличены в своей греховности перед Богом и они точно ДОЛЖНЫ покаяться. Любое сокращение этого не является библейским спасением.
В прежние времена были так называемые "комната переживаний" и "скамья рыданий". Комната переживаний - это место, куда мог придти не спасенный человек, получивший обличение. Вот почему они использовали выражение "переживания". От людей ожидалось, что они будут переживать из-за своих грехов и потерянного состояния, если они готовы ко спасению. Что-то подобное представляла собой скамья рыданий. Выражение "рыдания" относилось к грешнику, обличенному Святым Духом во грехе. Где находится комната переживаний сегодня? Где скамья рыданий? Во многих церквях больше нет ничего подобного, потому что новая позитивная методология одержала победу и переживания и рыдания из-за греха - это не то, чего мы ожидаем. Я не говорю о том, что мы должны проводить людей через растянутую рутину переживаний и рыданий, но Библия четко показывает, что люди, получившие спасение, были честно обличены в их грехе против Бога и открыто покаялись перед Богом в своем бунте против Него.
Мы, фундаменталисты, критикуем поверхностность обращения ко Христу звезд Голливуда и спортивных звезд за очевидный недостаток обличения Святого Духа и покаяния, но боюсь, что мы способствуем возникновению подобной проблемы, говоря людям, что они спасены, хотя они не сделали ничего больше, чем просто повторили молитву, и ничем не проявляют искренность покаяния. При этом зачастую используют тот же поверхностный, позитивный подход, и я верю, что это по содержанию является преступлением.
Слабое евангелие производит слабых обращенных. Удивительно ли, что "Четыре духовных закона" порождают обращенных, которые не видят ничего плохого в рок - музыке или в продукции сточных колодцев Голливуда, или в танцах, или в употреблении алкоголя или в смешивании вместе романизма, модернизма и харизматизма? Новые евангелизационные компании видят немного или даже не видят ничего плохого в любом из этих грехов. Тут нечему удивляться. Слабое евангелие порождает слабых обращенных.
Каких новообращенных мы сегодня порождаем в наших церквях? Да, хвала Богу, среди нас есть некоторые замечательные Божьи святые, но есть также и урожай удивительно слабых обращенных. Обращенные, у которых нет ревности к истине. Обращенные, у которых нет реальной любви к Библии. Обращенные, которые не заботятся достаточно о церкви, даже о том, чтобы прийти на вечернее служение в воскресенье или на служение на неделе. Обращенные, которые никогда не пытаются привести кого-либо ко Христу. Обращенные, которые не в состоянии отличить истину ото лжи, которые будут смотреть, как по телевизору проповедует какой-нибудь харизматический проповедник, и на них будет производить впечатление его поверхностная эмоциональность, или будут слушать выступление какого-нибудь психолога по радио и думать, что он -великий муж Божий. Обращенные, которые и дома ведут себя, как мирские потерянные люди. Они смотрят те же безнравственные Голливудские фильмы и гнусные телевизионные ежевечерние программы; они смеются над теми же грязными комедиями, они ходят полуобнаженные на те же пляжи, они слушают ту же мирскую музыку.
Я не пытаюсь быть недобрым. Я пытаюсь обратить внимание на огромную проблему. Я думаю, что многие из этих "обращенных" не спасены. Разве не может быть, что этот урожай слабых обращенных является следствием использования слабого евангелизационного подхода, подхода, который мы бессознательно переняли у всемирной экуменистической христианской компании? Слишком часто мы пытаемся сделать учеников из людей которые никогда не испытывали подлинного обличения, покаяния и возрождения.
Подобно проповеднику из книги Деяний, мы должны искать одного в нашем евангелизационном служении, а именно обличения, совершенного Святым Духом, и покаяния.
Различны подсчеты
"Легкий молитвенизм" подсчитывает молитвы, решения, исповедания, в то время как библейская евангелизация подсчитывает подлинные чувства в сердцах, дарованные Святым Духом веру и покаяние, которое в результате ведет к новому пути в жизни. Библейская евангелизация подсчитывает подлинное библейское возрождение и не заинтересовано в чем-либо меньшем.
Противопоставьте этому многочисленные отчеты, которые мы слышим, о "спасенных душах". Недавно один миссионер из восточной Европы написал, что за последний год спаслось 250 человек. Однако только 11 из них приняли водное крещение, и только 10 человек или около того приходят в церковь на собрания. Похоже ли это на то, что 250 человек действительно покаялись в своих грехах и приняли Христа, как своего Спасителя? Нет. Похоже на то, что возможно 11 из них сделали это. Остальные - это результат "легкого молитвенизма". Почему бы не сказать, что 250 человек произнесли молитву покаяния или что 250 человек приняли определенного рода решения или что 250 человек продемонстрировали проходящий интерес к Евангелию. Это на самом деле правда. Зачем путать одно с другим и говорить, что 250 человек получили спасение, когда нет библейских свидетельств того, что это на самом деле произошло? Зачем говорить, что ангелы на небесах радуются из-за таких "решений", когда нет никаких доказательств того, что спасение имело место? Я не вполне понимаю мотивацию всего этого.
Мы не говорим о том, что неправильно считать обращенных. Библия подсчитывает обращенных в нескольких случаях. Но только она подсчитывает подлинно обращенных, а не просто тех людей, которые повторили молитву покаяния или что-либо в этом роде. Она подсчитывает тех, кто демонстрирует возрождение. Были подсчитаны те, которые получили спасение в день Пятидесятницы, но они продемонстрировали очевидные доказательства покаяния. Они твердо и прочно продолжали пребывать в учении апостолов, общении, в преломлении хлеба и в молитвах.
Это то, что мы видим в 17 главе книги Деяний. Библия говорит нам о тех, кто откликнулся на проповедь Павла. Там было три группы. Некоторые посмеялись. Другие отложили этот разговор, говоря: "Мы послушаем об этом снова". Но упоминается и третья группа. "Некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали..." (стих 34).
Библия делает упор на тех, кто проявляет подлинные свидетельства того, что они рождены свыше. Они уверовали. Это то, что принесло им спасение, но их вера принесла результаты в их поведении! Они присоединились к Павлу. Они остались с ним. Когда он покинул собрание, они ушли вместе с ним. Они пошли с ним домой, они пошли с ним в церковь; они следовали его учению. Они присоединились к христианам! Их вера привела к драматическим изменениям. И так происходит всегда. Некоторые демонстрируют изменения быстрее и драматичнее, чем другие, но всегда в тех, кто родился свыше, происходят явные изменения.
Это реальное библейское спасение. Когда вы видите людей, принявших водное крещение и присоединившихся к дому Божьему и возрастающих в познании Христа, тогда у вас есть хороший повод порадоваться и сказать, что они спасены и что звонят небесные колокола. С другой стороны, когда люди произносят молитвы покаяния и принимают "решения" для Христа, но не проявляют интереса к тому, чтобы принять водное крещение, верно ходить в церковь, изучать Слово Божье и быть вместе с Божьими людьми, -они не получили спасение, и мы не можем их внести в число таковых.
Побудить людей произнести молитву "принятия Христа", когда они не обличены во грехе и не готовы покаяться, и сказать, что люди спасены в то время как нет никаких внешних свидетельств библейского спасения, это значит перепутать Евангелие самым фантастическим способом. Это наполняет землю людьми, которым Евангелие почти привито. Когда ты пытаешься поговорить с такими людьми о том, что они нуждаются во Христе, они говорят тебе, что они "уже сделали это". Сделали что? Ну, они произнесли ту молитву, они сделали то, что им сказали сделать. И откуда только им пришла мысль о том, что спасение - это просто молитва без изменений в жизни? Они получили это убеждение от тех, кто содействует такому повороту вещей. Плоды этого, друзья мои, будут страшными. В этом огромная вина харизматов и новых евангелистов, но, как мы заметили, такими являются и большое число фундаментальных баптистов.
Несколько лет назад я проповедовал в окружной тюрьме; для тех, кто приходил на библейскую учебу, было обычным провозгласить, что они спасены. Когда мы спрашивали у них, почему они думают, что они спасены, очень часто они указывали на время, когда они произносили молитву покаяния, пройдя между рядами сидений в церкви, или когда они приняли водное крещение. Когда мы спрашивали их, изменилась ли их жизнь после молитвы покаяния, обычно они признавали, что этого не произошло. Они связывали спасение с некоторым видом религиозного обряда, таким как молитва покаяния или выход вперед, пройдя между рядами. Обычно они проявляют очень незначительное или вообще не проявляют никакого раскаяния из-за своих грехов и даже из-за преступлений, которые послужили причиной их пребывания в тюрьме. Они не выглядели осознавшими то, насколько никудышным свидетельством и огромным несоответствием является для христианина пребывание в тюрьме за свое греховное поведение. Слишком часто они были исполнены самооправдания и обмана, полагая, что не спасение обнаруживается в тюрьме.
Очень редко они указывали на библейские отношения с Иисусом Христом. Так изредка они говорили: "Я знаю, что я спасен, потому что я помню, когда я пришел к Иисусу Христу и принял Его как моего Господа и Спасителя; я ходил с Ним и общался с Ним; я служил Ему; как это было радостно; но затем я сглупил и отошел". Когда они свидетельствовали таким образом, у нас могла быть причина подумать, что они могли в самом деле быть спасенными, в частности, если они проявляли искреннее раскаяние в своем грехе и отпадении от Бога.
Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы дать людям понять, что молитва без покаяния это не больше, чем любой другой религиозный обряд, - это не спасение. Таким людям не надо советовать возрастать во Христе, им надо посоветовать спастись! Если раскаивающийся грешник, будучи обличаем во грехе, молится о спасении, Христос примет его и он будет спасен - и его жизнь изменится. С другой стороны, если молится нераскаявшийся человек, то не произойдет ничего духовного, ничего вечного. Давайте не будем виновными в том, чтобы побудить какого-либо грешника думать иначе.
Проповедь покаяния - это не "господствующее спасение". Это не вид пуританской методологии. Это не спасение по делам. Это просто библейская евангелизация.
|