Римлянам 2:4: "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?"
Бог сделал многое, чтобы привести людей к покаянию. Это еще одно напоминание о том, что Бог желает, чтобы все люди покаялись.
2 Коринфянам 7:9-11: "теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так-что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле".
Эти стихи ясно определяют покаяние как изменение мышления, которое в результате ведет к изменению жизни. Покаяние жителей Коринфа произвело великие изменения в образе их жизни: "усердие... извинения... негодование... страх... желание... ревность... взыскание". Заметим, что покаяние - это не преобразование или какие-либо другие формы "печали мирской". Покаяние касается Бога и греха, в то время как преобразование касается других людей, условий и предметов этого мира. Многие люди, попадая в какие-либо трудности, сожалеют об этих проблемах и принимают решение изменить определенные вещи в своей жизни, которые, по их мнению, вызвали эти проблемы. Это не покаяние, потому что это не касается греховности определенного человека против Всемогущего Бога и не ведет в результате к изменению отношения и поступков, направленных к Богу.
2 Коринфянам 12:21: "Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали".
Покаяние относится не только ко греху вообще, оно включает в себя изменение мышления и изменения поведения по отношению к отдельным специфическим грехам.
1 Фессалоникницам 1:9-10: "Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева".
Этот отрывок дает ясное определение покаяния ко спасению. Это есть обращение к Богу от идолов, чтобы служить живому и истинному Богу. Заметим, что покаяние направлено к Богу (сравните с Деяниями 20:21; 26:20). Покаяние имеет своим результатом изменение в жизни (обращение от идолов, чтобы служить Богу).
2 Тимофею 2:25-26: "С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю".
Покаяние производит "познание истины" и освобождает от сетей дьявола. Покаяние - это деятельность Бога в сердце откликающегося грешника. Бог обличает в грехе и призывает грешника к покаянию и вере во Христа, и если грешник отвечает, Бог дарует ему спасение и совершает Свою работу, производящую покаяние в жизни грешника.
Евреям 6:1: "Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога".
"Обращение от мертвых дел" - это очевидно изменение мышления, ведущее в результате к изменению поступков.
Евреям 12:17: "Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами".
Исав "не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (в английском варианте "не нашел места покаянию").
Брюс Лэкки сказал: "Поскольку нет записей о том, что Исав пытался изменить эту ситуацию, а именно продажу первородства Иакову (Бытие 25:29-34), на это можно сослаться в ответ на его усилия заставить Исаака передать благословения, которые он дал Иакову, ему, Исаву (Бытие 27:34). Некоторые интерпретируют это в том смысле, что Исав не мог покаяться; я думаю, что этот отрывок означает, что он не смог добиться от Исаака раскаяния в том, что он отдал благословения первенца Иакову. В любом случае смысл покаяния остается неизменным. Исав счел возможным изменить свое мышление, но не счел возможным изменить свои поступки. Это - одно из сильнейших доказательств в Писании того, что должно иметь место изменение поступков, а иначе - нет покаяния".
2 Петра 3:9: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию".
И снова мы видим, что Библия многократно описывает спасение в смысле покаяния. Бог требует покаяния для спасения.
Иакова 5:20: "Пусть тот знает, что ОБРАТИВШИЙ ГРЕШНИКА ОТ ЛОЖНОГО ПУТИ ЕГО спасет душу от смерти и покроет множество грехов".
Обращение означает поворот от греха или ошибки. Греческое слово, переведенное "обративший" epistropho, также переводится "повернуться" (в русском варианте "обратиться") в Деяниях 14:15: "чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому..." Выражения "обратиться", "повернуться" и "покаяться" - очень тесно связаны. Заметим, что Иакова 5:20 особенно связывает обращение с поворотом от конкретного греха.
Откровение 2:5: "Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".
Очевидно, что покаяние включает в себя обращение от дел неправильных к правильным делам. Это подразумевает изменение представления о неправильном поведении, когда человек решает изменить свое поведение по Божьей благодати.
Откровение 2:16: "Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечем уст Моих".
Христианам Пергамской Церкви было сказано покаяться в грехах и ошибках, которые они допускали в церкви, что значит, что они должны были обратиться от конкретных грехов, упомянутых Христом.
Откровение 2:21-22: "Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих".
Христос требует, чтобы люди "покаялись в делах своих". Несомненно, Он не был бы удовлетворен изменением мышления без изменения поведения. И снова здесь мы видим, что покаяние - ЭТО отношение к греху. Сказать, что не существует покаяния во грехе, значит отрицать то, чему ясно учит Библия.
Откровение 3:3: "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя".
Покаяние, которого требует Христос, производит полное изменение в отношении и поведении, касающемся определенного специфического греха или ошибки.
Откровение 9:20-21: "Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем".
Из этих стихов мы видим, что покаяние, которое принимает Бог, это отречение и обращение от грехов, идолопоклонства и ошибок. И вновь, сказать, что нет необходимости в покаянии в грехах, - это значит отрицать то, чему ясно учит Библия.
Откровение 16:9-11: "И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумилисъ, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачною, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих".
Эти отрывки говорят о том, что грешники во время скорби не покаются "в делах своих". Отсутствие покаяния у них связано с их отказом обратиться от своих злых дел. Согласно Библии покаяние - это обращение к Богу от грехов, изменение представления о грехе, которое в результате ведет к изменению поступков.
|