Новозаветный образец евангелизма
Причина наших неудач
Если внимательно прочитать христианские евангельские журналы, которые издаются по всему миру, можно прийти к выводу, что мы выигрываем духовную битву, но на самом деле факты показывают обратное. Убаюканные, как младенец песней матери, нашими церковными гимнами, воспитанные в воскресных школах и фундаментальных евангельских церквях, мы очень мало осведомлены о том, что делается за рамками нашей церковной деятельности. Самодовольно успокоенные собственными аплодисментами и похвалой, мы как будто утратили видение действительной картины евангелизации на мировой арене в наши дни. Ужасающая реальность состоит в том, что ежегодно в мире рождаются двадцать миллионов человек, но только полтора миллиона язычников слышат проповедь Евангелия за год. Отрезвляющим фактом является то, что евангельские верующие составляют менее двух процентов населения земного шара. Больше половины наших собратьев по плоти ни разу не слышали Евангельской вести о драгоценном Искупителе. Но надо иметь в виду, что при нынешних темпах прироста населения к ним ежегодно прибавляются новые миллионы тех, кто ни разу не слышал о Христе. Население одной только Индии за десятилетие увеличивается на 50 миллионов человек. Иными словами, темпы рождаемости язычников превышают темпы нашей современной евангелизации мира.
Где вы, познавшие радость спасенья? Где вы, омытые кровью Христа? Иль вы не видите наши мученья? Иль вы забыли заветы Христа? В тьме беспросветной весь мир утопает, Тысячи гибнут в неравной борьбе, В пламени адском вся внутренность тает, Сжальтесь, придите! Зовем вас к себе.
В наших домашних церквях мы имеем только около четырех новообращенных за год на каждые две с лишним сотни верующих. При таком соотношении наша задача выглядит совершенно невозможной. Потребуются столетия, чтобы евангелизировать хотя бы часть огромных территорий, где не слышали весть о спасении. Но даже при хорошо организованных кампаниях в Америке и Великобритании, обычно остается в числе действительно верующих примерно пять процентов новообращенных. Так что перед тем, как заявлять о громких результатах, надо подождать хотя бы год, чтобы сосчитать оставшиеся плоды нашего служения. Из миллиона человек христианской молодежи только горстка идет проповедовать Евангелие тем, кто его еще не слышал. Меня нельзя обвинить в отсутствии оптимизма (хотя излишний оптимизм так же опасен, как и пессимизм), но, как гласит известная пословица, факты - упрямая вещь.
Было бы неверно строить воздушные замки и жить в надуманном мире светлых порывов. Мы должны иметь дело с отрезвляющей действительностью и признать, что если в нашей среде не произойдет радикальных перемен, мы не сможем выполнить порученную Богом миссию и будем нести за это ответственность перед судилищем Христовым.
Когда я был еще младенцем во Христе, я был поражен различием между теми методами евангелизации, которые употреблялись в первоапостольской церкви, из книги Деяний, и теми, которые я употреблял сам.
Серкет успеха первоапостольского евангелизма
Период времени, охваченный Деяниями апостолов, охватывает приблизительно 53 года, и показывает, насколько интенсивной была деятельность этого первого поколения церковной истории. Если бы последующие поколения церкви последовали примеру первого, то на сегодняшний день мир был бы уже евангелизирован 50 раз. Они достигали успеха там, где мы терпим неудачу. Поэтому вопиющей нуждой наших дней является возврат к апостольскому евангелизму. За первые 25 лет своего существования Церковь сделала больше, чем за любой другой период в истории христианства. Удивительно, что если бы апостольская церковь продолжала так, как начала, то мир был бы евангелизирован уже в первые столетия нашей эры. Первая поместная церковь насчитывала всего лишь 120 членов, затем в один день прибавилось 3.000, а еще через несколько дней - 5.000 человек. Если судить с человеческой точки зрения, то они были обречены на неудачу в выполнении своей миссии. Но само их существование было живым чудом, свидетельствующим о силе Божией. Кто мог бы поверить в невероятную историю, что Иисус из Назарета, который умер столь позорной смертью, воскрес из мертвых и является Сыном Божьим?
Далее, Церковь жила во враждебной атмосфере. Ее проповедь была прямой противоположностью иудейской религии, а также завоевательским амбициям Римской империи. Например, Павел был обвинен на суде в том, что он был "язвою [общества], возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси, который отважился даже осквернить храм" (Деян.24:5-6). Когда Павел ушел из Фессалоник в Верию, спасаясь от мятежа, иудеи привели Иасона, оказавшего гостеприимство Павлу, к Римским городским властям и обвинили их обоих в том, что "эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса" (Деян.17:7). Как легко для нас сегодня проповедовать Евангелие в так называемых "христианских" странах, там где это одобряется официально светскими властями. Но в дни апостольской Церкви все было совсем по-другому.
Кроме того, обратим внимание на то, что у апостольской Церкви не было ничего такого, что мы сейчас считаем необходимым для завоевания успеха во всемирном масштабе. Они не могли похвастаться количеством, так как представляли собой малое стадо. Они не могли похвастаться финансами, у них была общецерковная касса, потому что они жили бедно. У них не было общественного признания. У них не было образования. Кроме Луки, врача возлюбленного, они были люди неграмотные и простые, в большинстве - рыбаки из Галилеи. Лишь позже, после обращения Савла из Тарса, они поднялись в этом смысле несколько выше. Поразителен тот факт, что у них не было собственного церковного здания. Они проповедовали Евангелие в иудейских синагогах (т.е. на территории неприятеля). Они совершали богослужения и Вечерю Господню в частных домах своих членов. У них не было своих общеобразовательных богословских учебных заведений. И поэтому их необыкновенный успех просто поражает!
Давайте же внимательно и непредвзято попытаемся исследовать причины непреодолимого успеха этой воинствующей Церкви.
Они бросили вызов силам ада
Уже с самого начала, в день рождения Церкви, Петр, если можно так выразиться, бросил перчатку, вызывая врага на духовный поединок. В силе Духа Святого этот преображенный ученик смело призвал весь народ Израильский покаяться в совершенном ими грехе распятия Мессии. Обвинив целую еврейскую нацию, этот воин креста именем Бога повелел им покаяться. Апостол Петр сказал, что Бог, наперекор тому, что они сделали, воскресил Иисуса Христа из мертвых и посадил Его одесную Себя, как прославленного Искупителя. Война между семенем жены и семенем змия вспыхнула с новой силой.
Первоапостольская Церковь не шла ни на какие уступки врагу; она шла в бой до победного конца!Какими слабыми, безжизненными и неустойчивыми являемся мы в сравнении с ними!
Сын Божий был для них все во всем
Невозможно читать книгу Деяний апостолов, не испытывая священный трепет от силы их свидетельства. Воскресший Спаситель был для них Искупителем, Другом, Пастырем, Господом, Царем, Первосвященником и Военачальником. Вся их жизнь сияла, озаренная радостью в Господе!
Ликуй, ликуй, спасенный! Пусть будет славой, радостью твоей Спаситель вознесенный За все грехи твои на крест скорбей. Ликуй, ликуй, спасенный! И пой о Том, Кто пребывает вечно, О Господе твоем.
Живой Христос обитал среди них
"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф.18:20). Они не поклонялись и не служили Христу историческому. Они имели веру и общение с прославленным Господом, их жизнь и слова представляли собой непрерывное яркое свидетельство этому. Даже враги вынуждены были признать жизненную силу их свидетельства, и "Узнавали их, что они были с Иисусом" (Деян.4:13). Как чудесно! Распятый Спаситель, обезображенный на кресте паче всякого человека, теперь не только восседал по правую руку Отца, но и жил среди Своего народа. Неспасенные были обличаемы в своих грехах, потому что живой Христос пребывал в Церкви.
Как странно выглядит сегодня среднестатистическая евангельская церковь, если верующие в ней делают словесное объявление, что живой Христос в самом деле присутствует среди них.
Их жизнь была посвящена для Господа
Их сила была в святости. Освящение в практическом смысле означает отделение. Подобно тому, как суббота является освященным днем, а храм является освященным местом, святой человек является освященной личностью. Одно из наших слабых мест - наше смешение с миром. Нам льстит, когда высокопоставленный мирской человек хорошо отзывается о нашем Евангелии, даже если сам продолжает жить, как враг Евангелия. С чувством глубокого сожаления мы должны признать, что лишаем себя духовной силы, которая присуща святой церкви, уступая миру в святой жизни. 2Кор.5:17 представляет собой серьезную пробу подлинности рождения свыше. Быть во Христе - означает быть новым творением, а быть новым творением - означает иметь жажду святой и отделенной для Бога жизни. А.Гордон хорошо заметил: "Если Церковь станет привлекать к себе людей, не преобразив их, если примет их в ряды своих членов, не приобщив к своей жизни, - она только ослабит себя таким ростом, и уменьшится через такое прибавление". "Кто не со Мною, тот против Меня," - сказал наш Господь. Он не сказал, что служить двум господам трудно, но что это вообще невозможно. Мир же считает, что служить двум господам вполне возможно, и точно так же считают многие евангельские христиане.
Они подвергались жестоким гонениям
Если мы внимательно читаем историю Церкви с самого ее начала, то нам невольно бросается в глаза тот факт, что в те дни Церковь была почти ежедневно гонима, и только случайно имела передышки от нападок врага. Ситуация, описанная в Деян.9:31 "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались", была необычной для Церкви. Обычным было то, если после обращения к Богу человека бросали в тюрьму.
Дух Святой управлял их жизнью
Горница была местом их крещения Духом Святым. Все они были исполнены Им. Они жили, свидетельствовали о Христе и молились в силе Духа, Который не был ими оскорблен. Деян.9:31 - ключевой стих этой благословенной книги. Они ходили "при утешении от Святого Духа". Да, они ходили, испытывая на себе всю полноту благословенных качеств Третьего Лица Божества. Отсюда и источник их сверхъестественной силы.
Молитва была их жизненной необходимостью
Кажется, что они и жили на коленях. Молитва и молитвенные собрания были их обычным ежедневным занятием. Они прибегали к Престолу благодати, до и после великих подвигов свидетельства и гонений. Наши сегодняшние молитвенные собрания опустошены, и очень мало тех, кто познал силу ходатайственной молитвы. Из-за этого мы лишились сверхъестественного (благодатного) присутствия Господа в церкви. Разница между духовным пробуждением и обычной жизнью церкви состоит в могущественном проявлении силы Духа Святого, которое нельзя воспроизвести никакими человеческими средствами.
Они были уверены, что Евангелие - единственное спасительное средство для погибающего мира
Они были всем сердцем убеждены, что Христос - ответ на всякую нужду погибающего мира. Они были уверены, что живой Христос поручил им проповедовать Евангелие всему творению. Этой единственной цели была посвящена вся их жизнь. Эта уверенность вела их на священную духовную брань. Ночью и днем, в благоприятные и трудные времена, они бесстрашно и самоотверженно проникали на территорию врага, неся весть Евангелия. Это пламенное рвение не давало места ничему мирскому в их жизни. Общественное положение и деньги не представляли для них никакого интереса, если ими нельзя было воспользоваться для распространения Благой вести. Они не только жили для Христа, но также шли в узы и умирали за Него. Как это не похоже на нас! Мы говорим, что веруем в те же самые истины, что и первоапостольская церковь, но наша жизнь опровергает это. У нас много амбиций, много дел и развлечений, которые занимают первое место в желаниях сердца и стремлениях ума. Евангелие же уходит на задний план. Как преобразилась бы Церковь Божья в наши дни, если бы мы на самом деле ставили на первое место то, что должно быть на первом месте, и если бы посвятили все, что имеем, для всемирной евангелизации.
Они считали, что свидетельство о Христе - первостепенное дело всех верующих
Если мы верим, что Евангелие должно быть проповедано всему творению, значит проповедовать Евангелие должен каждый верующий. Слово свидетель на греческом языке то же самое, что и мученик, то есть, тот, кто несет свидетельство даже до смерти, говоря о том, что видел, слышал и знает сам. Это говорит нам о поразительной простоте Новозаветного евангелизма. Слово «проповедовать», которое встречается в Новом Завете более сотни раз, означает шесть различных греческих слов. Три из них происходят от общего корня, который означает "нести весть, рассказать новость", и в этом смысле встречается около шестидесяти раз. Следующее греческое слово, употребленное свыше пятидесяти раз, означает "публиковать, провозглашать"; еще одно слово, которое встречается шесть раз, означает "сказать, говорить, рассказывать". Есть еще слово, которое означает "спорить, дискутировать, обсуждать", оно встречается только дважды в Новом Завете. Это слово, употребленное в Деян.11:19, 20 очень выразительно, и означает беседовать, передавать слухи, то есть в обычной повседневной жизни, в случайных разговорах свидетельствовать о Христе. Это же слово означает первую попытку ребенка заговорить. Исследуйте внимательно страницы Нового Завета, и вы убедитесь, что быть глашатаем Благой Вести не составляло прерогативу какого-то особого сословия или оплачиваемых служителей.
В Новом Завете не было различия между духовенством и мирянами. Это различие является пережитком католичества (и православия). Ян Гус вел борьбу и умер в Чехии за учение о всеобщем священстве всех верующих, и даже по сей день эмблемой гуситов является чаша, стоящая на раскрытой Библии. Именно эта истина о царственном священстве и свидетельство о Христе всех без исключения верующих составляли движущую силу парвоапостольской церкви. Без помощи современных средств, транспорта, переводов и публикации Библии, Евангелие благодати Божьей потрясло всю Римскую империю так, что верующие находились даже среди домочадцев кесаря. Бог зовет нас вернуться к первохристианству.
Церковь наших дней нуждается в таком ратном сплочении, чтобы она могла снова повергнуть мир к ногам Христа.
|